шибушная извилин писал(а): да ничего она не говорит, берёт ломает и выкидывает. ей почти 4 года уже. Уже этот возраст когда дети всё понимают, что можно а что нельзя. |
Ваша дочка, с одной стороны, демонстрирует поведение, чем то похожее, аналогичное поведению мужа. Он склонен к познанию, и она тоже. Это может быть тем, что называют поведением по образцу. Что любит делать папа, то же самое делает и его дочка. Это не о генах речь, а о социальном повторении, и плюс к этому, можно добавить ее познавательную активность. Узнать, что внутри, что там есть, и из чего состоит кукла.
Вам стоит ее не ругать, а выразить свои эмоции и свое отношение к этому ее действию так, что бы она, на вашем примере, на основе вашей реакции стала вырабатывать новое отношение к своим куклам и своим действиям вообще.
К примеру, после поломки, Вы говорите ей примерно так :
Ой Машенька, зачем же ты сломала нашей кукле Даше ее милые, стройные ножки? Как же теперь ты, Маша, будешь с Дашей играть? разве она сможет ходить, и бегать без ножек? У нашей Машеньки где ножки? Покажи маме, где у тебя, Машенька ножки? Маша показывает), далее Вы ей говорите, а теперь, пусть Машенька покажет, как она ходит с помощью своих стройных ножек, а мама посмотрит. Маша ходит, мама, т.е Вы- смотрите, и хвалите ( а какая Машенька, какая она молодец, какая умница, давай тебя мамочка поцелует, и далее целуете ее, ласкаете, гладите.
А теперь, пусть Машенька покажет, где такие же ножки у нашей куклы Даши? Покажи Машенька, где у Даши ножки? Нет? Маша их сломала? Выбросила? Ай, яй, яй! Как же так... как Дашенька сможет играть с Машей? Как она сможет бегать без ножек?
И такими вопросами, Вы показываете ей и свое отношение к этой поломке, и демонстрируете ей свое сожаление, печаль, грусть ( все это дорогой мамочки эмоции) по поводу поломки Машиной красивой куклы. И тут же, можете сказать- плачем Даша, не может она играть как наша Машенька, без ножек ей никуда. Давай Машенька, пожалеем нашу Дашу, успокоим ее, полечим, завяжем ей ножки бинтиком, склеем клеем, погладим ее, сделаем красивую прическу, как у Машеньки, наденем на нее красивое платье, как у Машеньки, и будем вместе с Машенькой, ее оберегать, заботиться, и ее любить. Даша и Маша- обе красивые наши девочки, умницы, послушные. Слушают мамочку, папочку, и помогают друг другу.
_____________
На первый взгляд, это может показаться игрой, полным бредом, но... вот в таком вашем поведении, Вы даете ей образец заботы о другом, любви, нежности, и уважения, и к кукле, т.е к другому существу, к другому Я, и показываете что любите свою дочь, и показываете, как мама, умеет обращаться с негативными эмоциями, типа злости, раздражения, и негодования.
Все эти ваши действия, и являются тем, что мы называем обучением, эмоциональным развитием, и формированием индивидуальности ребенка.
Как то так.
Только старайтесь не кричать, не ругаться, и быть спокойной. Вы, как мама- именно сейчас и формируете ее способы реагирования на мир, на других людей, на отношения.
и да, этот возраст- 4 года, сложный. Формируется индивидуальное Я, автономия, проба своих сил. И для родителей- это серьезный период испытаний.