У меня тут слегка забомбило.
Я хочу немного порассуждать на тему трудоустройства в Москве с точки зрения работодателя.
Опыт имеется как у владельца своего бизнеса (организация мероприятий в сфере культуры и образования) и как у руководителя проектным отделом крупной организации (тоже сфера культуры).
Каждый день на почту приходит с десяток писем от жаждущих получить работу. Большинство из них составлено абсолютно безграмотно, вплоть до грамматических ошибок, с ужасной фотографией или без нее, с ненужными подробностями, жалостливыми приписками, кривые/косые и с неровными шрифтами. Все это портит впечатление даже от хорошего образования и наличия опыта работы.
Вакансии у нас бывают двух типов: на постоянку (редко и мало) и на конкретный проект. Вот отобрали мы нужные кадры с подходящим образованием и неплохим опытом/портфолио. И вот тут начинается котовасия с собеседованиями: опоздания, неряшливый внешний вид, неявка без предупреждения с последующим “ой, а можно прийти сегодня?!“, я уже молчу про невнятную речь и отсутствие харизмы и обаяния - это как бы уже за кадром.
И ведь все эти люди потом будут ныть о том, что в столице невозможно найти работу, петь песни про бешеную конкуренцию и мировые заговоры против обладателей двух дипломов, трех языков и ученой степени.
Я не будут говорить за все направления, все организации и все сферы деятельности - везде свои нюансы, но выскажу пару своих соображений на основе своего опыта и опыта моих коллег-руководителей. Типа рекомендаций.
1) На первом месте рекомендации. Нарабатывайте профессиональные связи. Вот не надо этого нытья про “все через постель и через родню“, так можно получить место какой-нибудь гардеробщицы, но ни один руководитель с мозгами не станет ставить на ответственную должностью неизвестно кого только потому что он чей-то племянник и рисковать своим бизнесом. А вот профессиональные связи решают почти все. Это те люди, которые видели вас в работе, которые оценили вашу трудоспособность, ответственность, личные качества, которые вспомнят про вас когда ваши навыки станут нужны. Это могут быть бывшие однокурсники, профессора, коллеги, даже бывшие работодатели. Так что начиная с поступления в вуз нарабатывайте эти связи, будьте активны во всем, что имеет отношение к вашей специальности, создайте себе репутацию, обрастайте контактами - берите и давайте визитки, участвуйте в конференциях, постите в соцсетях информацию о своих достижениях (фото с презентации, улыбку клиента с винирами, видео организованного вами мероприятия). Чем больше вашей активности и коммуникации в профессиональной сфере, тем больше вероятность, что кто-то вспомнит про вас когда где-то освободится хорошая должность. Именно так я получала все свои интересные проекты и свою должность руководителя - про меня рассказали большому боссу его знакомые, которые случайно попали на одно из организованных мною мероприятий где им понравилось и пообщались со мной после него, взяли визитки. Когда им понадобился человек, они вспомнили про меня и порекомендовали пригласить меня на собеседование. 90% моих друзей нашли свои работы так же.
2) Образование имеет значение. При прочих равных большинство работодателей выберет выпускника престижного вуза/иностранного вуза/со стажировкой за границей/с аспирантурой/со степенью/с дополнительными навыками.
3) Опыт работы важен, но для многих (в том числе для меня) важнее мышление человека. Я возьму вчерашнего студента без официального опыта, если он четко и красиво расскажет мне о своем подходе к делу, предложит несколько интересных идей, будет конструктивным и логичным в своих высказываниях.
4) Соцсети - все кого я знаю проверяют страницы соискателей в соцсетях. По ним многое понятно о человеке. Подумайте, какими бы вы хотели быть в глазах работодателя и приведите свой интернет-облик в соответствие с этим. Котик на аватарке тоже доверия не внушает, по крайней мере мне.
5) Деятельность в период учебы. Презедент школы/староста класса/редактор студенческой газеты/школьного радио или тв и т.д. - это тоже может сыграть свою роль. Понятное дело, что айтишнику опыт проведения школьного конкурса красоты не поможет, а вот соискателю на должность координатора по организации мероприятий почему бы и нет. Если нет опыта работы, используйте это, но с умом.
6) Внешний вид. Это важно. Если вы не следите за собой, это наводит на мысль, что не сможете следить и за своими обязанностями. Неряшливый и неопрятный человек с большой долей вероятности будет таким и в работе. Вне зависимости от сферы - чистота всего и отсутствие неприятных запахов (!!!), если работа с людьми, то еще и стиль, грамотный макияж, ухоженность. Позволить себе выглядеть как бомж может тот, кто уже на вершине горы.
7) Ответственность и пунктуальность. Недавно пригласила на собеседование девушку с нужными для меня навыками. Она только приехала в столицу с ДВ и пытается зацепиться. Собеседование она прогуляла, не предупредила, через 2 дня позвонила с просьбой дать ей второй шанс. Я предпочла не связываться с ней.
Ну и еще пару слов как от клиента. В Москве не так просто найти хорошего сантехника, хорошего парикм***а, хорошего врача, хорошего электрика, хорошего бухгалтера, хорошую доставку еды и т.д. и *** Контакты этих людей/контор передаются из рук в руки и из поколения в поколение. Я не знаю ни одного человека, который был бы действительно профи, увлеченным своим делом, ответственным, честным с клиентами, работоспособным, доброжелательным и адекватным и сидел бы без работы! Такие люди зарабатывают очень и очень достойно.
Много буков, но накипело слегка от чтения тем-нытья в то время как на моих глазах десятки и сотни людей просто спускают в унитаз множество возможностей, которые им подсовывает жизнь в целом и столица в частности.
Короче, я выпустила пар, если кому это еще и пригодилось, то супер.