Беспокоиться бессмысленно . А вот что делать -
В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме “л“, “р“ и шипящих, задавать вопросы “где? “, “куда? “.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями объединенными по смыслу.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития.
Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?
Многие родители считают, что задержку развития “лечат“ логопеды, но логопеды - это не врачи, а учителя. Они лишь учат ребенка, как правильно говорить различные звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком.
Дефектологи - занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.
Неврологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.
К 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР) , к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР) . А ожидание без лечения 5-летнего возраста, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
Причины возникновения задержки развития речи:
Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
И, конечно, врач в такой ситуации вряд ли может “навредить“, это какая-то чушь.сама врач