Курсовая работа по социальной психологии
Девочки, у меня проблема!
Учусь на 2 курсе факультета психологии, надо писать курсовую по социальной псих. на тему “Сплоченность как характеристика группы“! Это первая курсовая в моей жизни, и я понятия не имею о чем писать....вообще!
Говорят нужны монографии ученых, весь инет облазила, ничего найти не могу! Через 2 недели сдавать(((((
Девочки помогите пожалуйста!!! Может кто объяснит....
автор: ~Девушка из снов, 20.11.08 00:00
просмотры: +11217, комментарии: +35
все темы | главная |
-
20.11.08 10:52очень много литературы по психологии на я когда училась только там и брала все. И еще берешь учебник самый простой по социалке Андреевой, читаешь про групповую сплоченность, смотришь что основное в теме, а потом уже других авторов подключай, кто писал о сплаченности и добавляй. Желаю удачи!
-
20.11.08 10:21 (ответ для: ~Девушка из снов)Смотрю, тебе более конструктивно помогли. Думаю, ты всё-таки справишься. Тем более, базовый материал есть.. Не стоит, конечно, пренебрегать опытом преподавателя.
-
20.11.08 09:27 (ответ для: ~Девушка из снов)просто тупо в интернете набрала твою тему)))
я когда писала курсовую, я делала так: находила какую-нибудь книгу или книги (в библиотеке или интернете) прочитывала все, что там по моей теме. Потом залезала в конец книги и списывала всех авторов, которые по этой теме и потом штудировала все книги, которые нашла. Так и набирается много информации.
Желаю удачи с курсовой, но все равно, как тебе тут советуют, обратись к преподавателю и узнай, что ему конкретно надо. -
20.11.08 09:18 (ответ для: kudesnica)Ой, спасибо большое, солнце!!!!
А эта информация откуда? -
20.11.08 09:16Вообще курсовик нужно писать самой, но подходить к преподу нужно, чтоб он видел как ты стараешься. Спрашивать про илтературу и правда надо. Интернет хоть и великая вещь но не все в нем есть(( Сама сейчас пишу курсовик и сижу в библиотеках((( рррр...
-
20.11.08 08:59вот это нашла, может пригодится))))
-
20.11.08 08:55Литература.
1. “Психология“ словарь М: 90 г. “Политиздат“.
2. “Подготовка старшеклассников к семейной жизни“ Ковалев С.В. М: 91 г. “Просвещение“.
3. “Методы психологического исследования личности“ Морозов С.М. К: 92 г.
4. “Учителям и родителям и психологии подростка“, под ред. Аракелова Г.Г., М: 90 г., “Просвещение“.
6. “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей“ Д.Карнеги, К: 90 г., “Наукова думка“.
9. “Элементарная педагогика“ Слуцкий В.И. М: 92 г., “Просвещение“.
11. “Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе“ М.М.Рыбакова М: 91 г., “Просвещение“.
13. Донцов А.И. “Психология коллектива“.
14. Гришина Н.В. “Я и другие: общение в трудовом коллективе“.
15. Платонов Ю.П. “Психология коллективной деятельности“.
16. Робер М.А., Тимман М.С. “Психология индивида м группы“.
17. Вопросы психологии Р.С.Немов, А.Г.Шестаков “Сплоченность как фактор групповой эффективности“, N_3 1981 г.
18. Донцов А.И. “Проблемы групповой сплоченности“.
19. Кричевский Р.Л. “Вопросы психологии“. -
20.11.08 08:51Силы сплоченности
1. Взаимодействие и взаимозависимость.
Возбмем случай, когда 2 человека ведут себя в присутствии друг другамодействие позволяет им уменьшить напряжение и изменить ситуацию, в направлении, благоприпятствующем им.
Таким образом, взаимозависимость и взаимодействия являются отправной точкой групповой динамики.
Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимному удовлетворению.
2. Фиксация и преследование общих целей.
Например: три молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке. Их цели одинаковы, но это не общая цель, это не цель группы.
Возьмем другой пример. Три молодых человека строят стенд для благотворительного базара. У каждого из них мотивы для участия:
- один - сын председателя и хочет доставить удовольствие отцу;
- другой хочет показать себя;
- третий пытается познакомится с девушкой, которая будет работать
здесь продавщицей.
Их сотрудничество в сооружении стенда позволяет каждому из них достичь личных целей. Поэтому каждый заинтересован в его сооружении. Им выгодно быть вместе, пока это удовлетворяет цель - построить стенд.
Так, если взять трудовой коллектив. Основная цель каждого - получение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель, складывается из индивидуальных целей каждого - выполнить работу. Коллектив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от качественной работы коллег.
Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные потребности.
В каждом коллективе есть, по крайней мере, один лидер. Экспериментаторы почти единодушно различают в грппе три типа действий, которые приводят к выделению роли лидеров:
- предложить группе какую-либо цель (“Можно было бы сделать это!“);
- сформулировать решение или поставить перед группой цель (“Сде
лаем это!“);
- поддерживать стремление группы к достижению цели (“Было решено
сделать это!“).
3. Групповые нормы.
Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:
- Преследование общих целей, каких не важно, стремление к осуществлению целей способствуют развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).
- Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведени и соблюдения норм.
- Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия.
Именно под влиянием тких представлений поведения человека, принадлежащего определенной группе, приобретает единообразие.
- Подражание другим членам.
В этой мере, в какой данная группа привлекательна для данного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддеерживается потребностью в принадлежности к группе и потребности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида).
Страх перед санкциями имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями. -
20.11.08 08:51Аналитический обзор сплоченности.
Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л.Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л.Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как “результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней“.
Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, которые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком выигрышей превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая. Силы сплочения группы имеют две образующих (считает А.И.Донцов): во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заключить, что любая группа изначально сплочена.
Что оставляет этот коллектив сплоченным на протяжении какого-то промежутка времени? Что характеризует сплоченный коллектив? Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлимо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности.
Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другм восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.
Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности колектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем.
При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обйти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, исследователи поставили цель, - найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить.
Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью.
Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.
В.А.Богданов и В.Е.Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом эксперементальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.
В.В.Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.
В качестве характеристик сплоченности А.В.Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение.
Была выдвинута гипотиза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта особенность межличностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов - убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. При этом, как подчеркивает А.В.Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма коллектива.
Исследование феномена групповой активности позволило Р.С.Немову выделить в качестве одной из основных характеристик группы ее сплоченность. При этом сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Отличается, что чем выше единство мнений членов коллектива по тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива. Под сверхнормативной активностью Р.С.Немов понимает высший критерий эффективности общественно полезной деятельности коллектива. Сверхнормативная активность выражается в соответствии поведения и результатов деятельности коллектива.
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В.Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе и их экспериментальному изучению.
Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории, образуют три качественно своеобразных уровня или страты. Первую, основную страту коллектива составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Они образуют ядро социальной психологии коллектива, складываются в процессе совместной деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отношений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая страта коллектива включает межличностные связи, опосредованные содержанием деятельности. Среди них выделены и изучены коллективистическое самоопределение, сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и ряд других феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, причем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функциональной опосредованности содержанием групповой деятельности. Межличностные связи второго слоя возникают и развиваются как и отношения первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее сформироваться не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над межличностными связями третьего, поверхностного слоя. Непосредственные межличностные связи составляют третий слой интрагрупповой активности. Они складываются вне и независимо от совместной деятельности участников коллектива на основе известных механизмов межличностного восприятия: “эффекта мола“, “имилицитной теории личности“ и т.п. Образующие поверхностный, неспецифический слой коллектива, эти отношения позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной, диффузной группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго слоя могут быть эксперементально выявлены практически в любой группе, и даже в случайной. -
20.11.08 08:22 (ответ для: Ещё-Та-Штучка)Ничего себе!))))
Интересная информация) -
20.11.08 00:50 (ответ для: ~Девушка из снов)Конечно! Они между собой даже почти деруться, кому сколько положено курсовиков брать!!! Я это точно знаю (сама надеюсь работать преподом вскоре)...
-
20.11.08 00:41 (ответ для: Ещё-Та-Штучка)Серьезно, преподаватели доп.деньги за курсовики получают??) первый раз слышу!
у нас этот преподаватель просто еще и зам.кафедрой, его не так то легко найти....никогда на месте нет!
завтра постараюсь выцепить его! а то надо уже браться за дело!
- взял трубку какой-то мужик, говорит: мы сегодня не работаем! еще валяюсь в постели! сказал, чтобы перезвонила.»
- взяла фамилию мужа и не могу с ней смириться. прям корёжит, стыдно. стоит ли менять назад фамилию на свою?»
- вы делаете ногти гелем? вроде хочется, но не могу решиться, не хочу потом их восстанавливать»
- очень классное сочетание цветов!»
- как справляетесь с разочарованием в людях?»
- какие бренды из одежды масс маркета вы предпочитаете? вот мои любимые.»
- прошло 2 года после родов, но в последнее время частые скачки настроения. то радость, то апатия.»
- какое радио слушаете? в машине, на работе.»
- договорились с новым тренером и он пишет: до встречи в среду! ответили бы что-то?»
- как вам такие кроссы для женщины 40 лет? муж сказал, что это ужас просто!»
- чем вас бесят таксисты? сегодня села к одному, он трещал без умолку, намекнул на чаевые. настроение испортил!»
- голубой педикюр так круто смотрится!»
- маникюр и педикюр. классные цвета? надо ногти подрастить?»
- фигуристая? как вам такая женская фигура? нравится? что за тип фигуры?»
- дала подруге тем летом на море свою хорошую кепку. говорит отдавала, хотя точно нет! она очень нравилась мне.»
- пьете травяные чаи? какие ваши любимые? пишите марку чая и название.»
- лучше рожать от богатого, но разведенного и с детьми, чем от нищеброда! вы тоже так считаете?»
- что для вас является насилием над личностью? это типа, когда любое надо, вместо я хочу?»
- у нас с женихом почти одинаковые джоггеры! какие на мне выглядят лучше? вторые тоже прикарманила.»
- жить скучно и неинтересно - это как для вас? не иметь мужа и детей?»
- вам нравится евгения феофилактова?»
- познакомилась с парнем на сз. встречались, гуляли, а он всё сидит там, заходит ежедневно. как быть? попросить удалиться?»
- мне 24 уже, выгляжу на 28! хожу в джинсах, кроссовках. смотрится ли это уместно или на классику переходить?»
- мой ребенок получил тяжкую травму, долго лежали в больнице, мч жил в моей квартире и не предложил помощи»
- на форуме есть дизайнеры интерьеров?»
- стрелочки на обоих глазах - ровные, одинаковые?»
- от природы у меня рыжие волосы. долгое время думаю, чтобы покраситься в брюнетку. муж говорит, что буду как все»
- как вам оформление ленты?»
- пошли бы с ним на встречу если ищете серьёзных отношений? не является такой комплимент признаком что он ищет переспать?»
- отсутствие попытки встретится показатель равнодушия мужчины? вроде чтр-то намечалось, раньше делал попытку сам увидеться»
- решила сдать анализы в том центре, где работаю. медсестра новая, пенсионерка, не могла справиться с программой»
- вы бы смогли залезть на вышку высотой 37 м и прыгнуть с неё?»
- свекровь присылает мне вакансии, чтобы я немедленно вышла на работу. как её послать раз и навсегда?»
- как вам дочь известного теннисиста? у неё необычная внешность»
- у кого первый ребёнок был на ив, второй тоже на ив или нет? обоснуйте свой выбор.»
- как вам это фото и образ? красиво и необычно, как считаете?»
- уместна ли фата в 36 лет длинная?»
- живу с хронической болью уже давно. обезболивающие не помогают! последние 2 месяца боль ни затихала ни на минуту»
- присматривала новые кроссовки на весну, но поняла, что мои, спустя 2 года, стали модные и выкидывать их нельзя!»
- написала с утра, что болею. и теперь он меня все переспрашивает будет ли встреча? неужели непонятно?»
- зачем люди разводят костры в городе? вонь потом на весь район! это ведь запрещено кроме отведенных мест!»
- как вы относитесь к коротким хвостикам у женщин старше 30? вроде приличная, не швабра голодающая, а хвостик портит»
- у парня голос как у осла из шрека, хотя ему за 30! ну не может быть у такого брутального парня такой голосок!»
- вам врали мужчины когда-нибудь про свой возраст? мне как-то наврал, что ему 29, я поверила. в итоге оказалось 24.»
- такая фигура для вас естественная?»
- не могу написать человеку в вк и одноклассниках! я не в чёрном списке. отправка сообщений ограничена.»
- дороже родителей, детей, братьев и сестер никого нет? или все же муж, жена должны стоять на 1 месте?»
- вы себя считаете ленивым человеком? такие есть в вашем окружении? кто это и в чем проявляется их лень?»
- нужно выбрать фотки, чтобы была фигура норм и лицо симпатичное! которые можно куда-то выложить.»
- кто из них красивее?»
Последние дневники за: апрель 2024 г.
|
vip клубы | онлайн +740 |