Во-первых, об идеальном весе. Большинство исследований показывают, что наиболее здоровое сердце у довольно худых людей. Всемирная организация здравоохранения заявляет, что смерть от сердечных болезней увеличивается только у людей с 10% избыточного веса, в то время как по результатам недавних исследований, опубликованных в European Heart Journal, утверждается, что по крайней мере для женщин среднего возраста здоровый ИМТ всего 22, несколько меньше, чем удается поддерживать большинству женщин среднего возраста, и меньше того, что большинство экспертов считают здоровым весом в среднем возрасте, чтобы избежать остеопороза. Другие исследования пришли к такому же удивительному результату.
Однако относительно профилактики преждевременной смерти по любым причинам, общее мнение таково, что ИМТ должен быть намного больше 26, чтобы ваши шансы умереть раньше времени заметно выросли. Так что, как видите, вопрос идеального для здоровья веса сейчас горячо дискутируется.
И снова мы возвращаемся к фактору абдоминального ожирения.
Если у вас фигура «яблоко», но в пределах нормального ИМТ, риск сердечного заболевания у вас возрастает. Если ваш вес в рамках нормального ИМТ, но близок к верхнему пределу, например, около 25, и ваша фигура не похожа на яблоко, вероятно, угроза для вас не слишком велика.
Но если вы молоды, рекомендовано поддерживать ваш ИМТ около 22 для женщин и 23 для мужчин, особенно если в вашей семье уже были случаи сердечных заболеваний или инсульта. Это обеспечит максимальную возможную защиту против будущих болезней сердца. Необходимы дополнительные исследования по этой проблеме, но уже сейчас ясно одно — чем вы толще, тем выше риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Теперь об идеальной диете для здорового сердца, при которой вы не будете слишком поправляться.
Если вам нужно похудеть, вы сможете cделать это с нашей базовой диетой. Эта диета содержит много продуктов, которые помогут вам сохранить здоровое сердце и другими способами.
Жирная рыба и рыбий жир — жирные кислоты группы омега-3, содержащиеся в рыбе, предотвращают образование тромбов, снижают уровень жиров в крови и помогают понизить давление.
Интересно, что, как показывают многие исследования, обычно рекомендуемые диеты для профилактики сердечных болезней (или улучшения состояния здоровья и похудения, если у вас уже больное сердце) — с очень низким содержанием жиров и высоким содержанием углеводов — хотя и снижают уровень «плохого» холестерина в крови, при этом способствуют повышению уровня вредных триглицеринов. Но если вы будете регулярно есть жирную рыбу (или принимать пищевые добавки) и регулярно заниматься упражнениями, уровень триглицеринов обычно не повышается.
Для дилетанта это очень трудный вопрос, и он требует проведения дополнительных исследований, но мы просто советуем вам включить в вашу здоровую диету с пониженным содержанием жиров много жирной рыбы или пищевых добавок с жирами омега-3 и сократить потребление насыщенных и гидрогенизованных жиров, предпочитая им полиненасыщенные и мононенасыщенные жиры.
Богатые антиоксидантами фрукты и овощи. Витамины А, С, Е и минералы цинк и селен помогут защитить ваше сердце, разрушая «свободные радикалы», образуемые в организме в процессе окисления. Бета-каротин, который в организме преобразуется в витамин А, содержится в оранжевых, красных, желтых и темно-зеленых фруктах и овощах; витамин С содержится в большинстве фруктов и овощей; витамин Е содержится в растительных маслах, орехах, семенах, зеленых овощах, авокадо и сладком картофеле. Орехи, семена и рыба содержат селен и цинк, а в красном мясе тоже довольно много цинка. В чае и красном вине также содержатся полезные антиоксиданты, но вино следует ограничить одним-двумя бокалами в день.
Растительные вещества. Особые фитовещества, называемые флавоноидами, помогут вашему сердцу. Вы найдете их в цитрусовых, черной смородине, дыне, ягодах и красном перце. Витамины группы В, включая фолаты — вы найдете их в печенке, цельном зерне, бобовых, листовых овощах.
Растворимая клетчатка — она содержится в овсе, бобовых и многих фруктах и овощах.